Под антитеррористической защищенностью (АТЗ) критически важных объектов понимается такое состояние защищенности объектов, при котором возможность проведения на них террористического акта снижается до минимума либо полностью исключается
Критически важные объекты (КВО) - это значимые объекты промышленности, топливно-энергетического комплекса, связи, транспорта, здравоохранения, обороны, банковского сектора и других ключевых отраслей экономики, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой страны, региона или административно-территориальной единицы субъекта, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Основные задачи, решаемые в рамках проведения мероприятий по АТЗ объектов, сводятся к обеспечению такого укрепления периметра, сооружений и мест хранения материальных ценностей, при котором несанкционированное проникновение на охраняемую территория, благодаря системам охраны периметра, не представляется возможным, а любая попытка такого проникновения заблаговременно фиксируется и передается службе безопасности.
Система охраны периметра (СОП) — это комплексная система обеспечения безопасности объекта, которая включает в себя естественные, инженерно-технические средства обеспечения безопасности объекта.
· Естественные — образованны без непосредственного участия человека, например особенности ландшафта (река, озеро, обрыв и др.) и др.;
· Инженерные — механические преграды, такие как заборы, ворота, различные виды ограждений;
· Технические — средства обнаружения (сигнализация, извещатели и др.), визуального контроля (видеонаблюдение), оповещения и связи, ограничения прохода и проезда (автоматические шлагбаумы, турникеты, калитки, ворота и др.) и др. системы;
К основным функциям СОП относится:
- Обеспечение безопасности объекта, предотвращение и минимизация рисков несанкционированного нарушения границ периметра людьми, животными, транспортом и иными объектами;
- Обеспечение контроля за состоянием периметра и точками доступа на территорию объекта (ворота, калитки, двери, проходные, КПП и др.);
- Своевременное информирования пользователя и взаимосвязанных систем, а также служб, обеспечивающих безопасность объекта (вневедомственная охрана, внутренняя служба безопасности), о попытке проникновения на территорию, возникновении внештатной ситуации, попытках нарушения границ периметра и др.;
Исходя из категории объекта и требований к безопасности АТЗ объекта разрабатываются технические решения.
Решения включают в себя: -
- периметральное ограждение;
- укрепление зданий и сооружений;
- устройство КПП и шлюзов досмотра автотранспорта;
- системы контроля и управления доступом (СКУД);
- системы связи;
- охранное видеонаблюдение;
- охранную сигнализацию;
- дежурное и охранное освещение;
- защиту от БПЛА и дронов;
Виды инженерно-технических систем безопасности:
Периметральное ограждение - инженерная система безопасности. Представляет собой ограждение, предназначенное для затруднения или исключения несанкционированного прохода людей, въезда транспорта на объект, задержки проникновения нарушителя на объект на время, достаточное для реагирования персонала физической защиты. Как правило, суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по всему периметру объекта над уровнем земли должна составлять не менее 2,5 метра. Дополнительное ограждение выполняется из колючей ленты типа “Егоза”. Так же должно быть предусмотрено нижнее дополнительное ограждение, проложенное в грунте под полотном ограждения на глубине не менее 0,5 метра по всему периметру основного ограждения.
Укрепление зданий и сооружений - инженерная система безопасности. Представляют собой физические барьеры специальной конструкции, как правило, металлические решетки, расположенные на поверхности или заглубленные в грунт, оборудованные в оконном и дверном проемах, вентиляционном или другом отверстии, на крыше или внешней стене охраняемого здания и в помещениях.
Оборудование КПП - инженерно-техническая система безопасности, предназначенная для осуществления пропускного режима на охраняемой территории. Снаружи помещение КПП укрепляется металлическими дверьми и решетками. Внутри так же оборудуется укрепления для отделения помещения прохода посетителей от помещения размещения сотрудников охраны. Для блокировки несанкционированного прохода в КПП устанавливается полноростовой турникет с блокировкой прохода. Так же КПП оборудуется охранной сигнализацией, СКУД и тревожной кнопкой.
Шлюз для досмотра автотранспорта - инженерно-техническая система безопасности, предназначенная для контроля, досмотра и предотвращения несанкционированного доступа на территорию объект с помощью автомобильного транспорта. Состоит из откатных или распашных металлических ворот, шлагбаума, дорожных блокираторов, колесоотбойных устройств и досмотровой площадки автотранспорта. Проезжающий автомобиль оказывается заперт на время досмотра в специально шлюзе, отделенном от основной территории объекта ограждением. После осмотра автомобиля сотрудниками охраны - открываются выездные ворота из шлюза. Аналогично выполняется выезд с территории охраняемого объекта. Для фиксации автотранспорта шлюз оборудуется системой видеонаблюдения с функцией автоматической фиксации номерных знаков, а также дополнительным освещение для досмотра автомобилей в темное время суток.
Освещение территории — техническая система безопасности, предназначена для улучшения видимости в охранной зоне. Повышает эффективность визуального контроля, позволяет в темное время суток быстро определить причину срабатывания датчиков, установить место попытки проникновения, найти следы нарушителя, провести поисковые мероприятия и произвести быстрое задержание. Как правило, освещение периметра охраняемой территории делится на дежурное и охранное. Дежурное работает всегда в темное время суток, а охранное включается автоматически в случае сработки периметральных датчиков охраны и при попытке несанкционированного пересечения границ охранной зоны.
Система связи — техническая система безопасности, обеспечивает эффективную коммуникацию служб, обеспечивающих охрану объекта, что особенно актуально для крупных объектов с большой территорией или группой объектов (например аэропорты, складские помещения, порты, производственные объекты и др.). Стабильная и защищенная связь улучшает координацию специалистов службы безопасности между собой и с другими службами, увеличивает скорость и точность работы;
Охранное видеонаблюдение - техническая система безопасности, обеспечивает дистанционный визуальный контроль над охраняемой территорией. Современная система видеонаблюдения построена на базу IP технологий, что позволяет добиться получения высокого качества изображения с видеокамер. Интеллектуальные программные комплексы позволяют автоматизировать большую часть мониторинговых и аналитических процессов, что значительно облегчает работу оператора, минимизирует человеческий фактор, снижает количество ошибок, повышает качество и оперативность работы системы. Охранное видеонаблюдение позволяет выявить потенциального нарушителя заранее, то есть автоматика придет в режим повышенной готовности при вхождении объекта в определенную зону, отследит направление движения, заблаговременно проинформирует оператора, позволит рассчитать траектории движения и предугадать намеренья. Система также, позволяет фиксировать номера автомобилей, распознавать лица людей и интегрируется с системой СКУД.
Охранная сигнализация - техническая система безопасности, предназначена для определения попыток несанкционированного проникновения на охраняемую территорию людей, животный и техники. Для это применяются различные виды датчиков идентификации движения, вибраций и пресечения определенных границ. В зависимости от особенностей объекта линия периметра может быть оснащена как одним, так и несколькими рубежами охраны либо целиком, либо на его отдельных участках. Однорубежная система охраны — основывается на базе какого-то одного, наиболее подходящего для конкретных условий средства обнаружения, или состоит из комбинации извещателей различного принципа действия. Многорубежная система охраны — оснащается двумя или более рубежами, расположенными на определенном расстоянии друг от друга, совмещает в себе несколько средств обеспечения безопасности, дает возможность определять направление движения нарушителя и позволяет сохранить работоспособность системы при выходе из строя одного из средств обнаружения, поэтому является более надежной и функциональной.
Система контроля и учета доступа (СКУД) - техническая система безопасности, предназначенная для контроля и учета доступа на охраняемую территорию людей и автотранспорта. Система позволяет разграничить доступ к различным объектам или зонам на территории для каждого из сотрудников или посетителей в отдельности. Кроме того, система позволяет вести учета рабочего времени сотрудников и вести учет посетителей. Для доступа на территорию могут применяться различные типы электронных ключей или применяться биометрическая информация.
Защита от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - техническая система безопасности, которая решает задачи по заблаговременному обнаружению БПЛА приближающегося к границам охраняемого участка и передачу информации службе охраны, а также позволяет в автоматическом режиме вывести БПЛА из строя или отвести его на безопасное расстояние. БПЛА может нести как физическую опасность, например для сброса боеприпасов или транспортировки запрещенных грузов через границу охраняемой зоны. Либо может использоваться в разведывательных целях с целью мониторинга ситуации на объекте. Способы борьбы с БПЛА основаны на методах радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Т.е на выявлении радиочастот, на которых ведется управление БПЛА, глушение радиосигнала или его подмена с целью перехвата управления БПЛА. Так же возможно подавление или подмена навигационной информации со спутников GPS и Глонасс в районе охраняемой зоны.
ГК «ЭСМ» более 5 лет специализируется на предоставлении комплекса услуг по антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В комплекс услуг входит:
- Обследование объекта с целью определения необходимых мер по АТЗ;
- Разработка техзадания (ТЗ) совместно с заказчиком и контролирующими органами;
- Разработка технических решений (ТР) и проектной документации (ПД) по АТЗ;
- Составление оптимального бюджета на выполнение мероприятий;
- Строительно-монтажных и пуско-наладочные работы;
- Сдача объекта территориальные органы Росгвардии и ФСБ;
- Последующее техническое обслуживание (ТО) инженерно-технических систем.
ГК «ЭСМ» реализованы мероприятия по АТЗ на следующих объектах:
- Дягилевская ТЭЦ (г. Рязань);
- Алексинская ТЭЦ (г. Алексин);
- Калужская ТЭЦ (г. Калуга);
- Ефремовская ТЭЦ (г. Ефремов);
- Новомосковская ГРЭС (г. Новомосковск);
- Тамбовская ТЭЦ (г. Тамбов);
- Орловская ТЭЦ (г. Орел);
- Котельная «Восток» (г. Вязьма);
- Котельная «№1» (г. Ярцево).